История фирмы Рюккерта
На главную страницу
На историю фирмы
На Диплом
История семьи -  история фирмы
    Первая половина XIX в. Характеризуется в русском ювелирном искусстве сложной стилевой обстановкой, определяемой порой как «эпоха эклектики». Художникам этого периода были свойственны историзм мышления, поиск нового стиля на основе старинных технических и художественных приемов ювелирного дела. Часть мастеров, объединившихся в крупные московские мастерские и на фабриках П. Овчинникова, И. Хлебникова, С. Курлюкова, Ф. Рюккерта и других, обращались в своем творчестве к национальному наследию допетровской эпохи, другие работали в русле общеевропейской эволюции стилей, стремясь найти современную интерпретацию апробированным историей средствам художественной выразительности. К их числу принадлежали мастера старшего поколения фирмы Фаберже, а также художники петербургских мастерских П. Сазикова и других. В полемике между представителями русского, или, как впоследствии его называли, «псевдорусского» стиля, и «западниками», порой звучали обвинения Фаберже в космополитизме. Именно на аргументации его критиков, а также на одностороннем анализе позиций художников фирмы и основывается «историческая» база заключений зарубежных исследователей о творчестве Фаберже и его соратников. Однако, если от декларации и теоретических положений критической литературы минувшей эпохи обратиться к непосредственному рассмотрению ее памятников, то изображаемая ситуация существенно меняется.
    Диапазон творческих поисков ювелиров той эпохи действительно не имел ни географических, ни хронологических рамок, но эти поиски касались главным образом тематики произведений, орнаментальных и сюжетных мотивов; что же касается техники, профессионального мастерства, то оно естественно и органично выросло из творческого опыта их предшественников - мастеров петербургской и московской ювелирных школ XVIII - первой половины XIX века. Необходимо указать также, что и в декоративном строе произведений ювелиры не только не избегали использования русской орнаментики, но и исключительно широко подходили к изучению национального наследия.
    В их изделиях встречаются мотивы форм и орнамента современного им народного творчества, древнерусского и даже скифского искусства. Широта творческого кругозора и виртуозное владение профессиональными навыками позволили им в последнем десятилетии XIX века выработать новую художественную систему, соответствовавшую идеалам модерна. Не случайно, что именно Фаберже и его поставщики, по общему мнению, признаны первыми и самыми выдающимися представителями этого направления в декоративно- прикладном искусстве.
    В восьмидесятых годах XIX века Фаберже развил активную деятельность по расширению своей фирмы, он создал торговые и производственные филиалы в Москве, Киеве, Одессе, а также в Лондоне. Все более возраставшая популярность мастера в России и за рубежом, а также широкий спрос на изделия его фирмы в Европе, Америке, а позже и в странах Востока привлекали в нее все новые творческие силы. Через магазины Фаберже продавали свои произведения такие известные фабриканты ювелирных изделий, как Овчинников, Хлебников, Рюккерт и др.
    Как основной декоративный материал эмаль применялась ювелирами почти всех мастерских, и трудно отдать кому-либо из них предпочтение в искусстве создания этих изделий. Пожалуй, различие между мастерскими заключалось в количестве использовавшихся приемов, нежели в степени совершенства владениями ими. Особенно это касалось тех творческих групп, руководителям которых, помимо фирменного клейма «Фаберже», были присвоено право ставить на изделиях клейма с собственными авторскими инициалами; «М.П» - М.Е. Перхин; «А.Н» - Август Хольмстер; «Е.К» - Эрик Коллин; «В.С» - Владимир Соловьев; «Ф.Р» - Федор Рюккерт и другие.

    На производстве изделий в технике эмали по скани специализировались главным образом мастера московского
филиала объединения, которым (несмотря на их порой очень высокое мастерство) не было представлено право ставить личные клейма. Именно поэтому многих произведения остались анонимными. Исключение составляют лишь работы Федора Рюккерта. Большая часть изделий с эмалью по сканному узору была выполнена Ф. Рюккертом под впечатлением от неорусских орнаментов, исходивших из Абрамцево и Талашкино. Творчество Рюккерта отличает свежесть замыслов и отсутствие шаблонов в композициях.
    В богатейшем наследии русского ювелирного искусства некоторых художников московского отделения фирмы Фаберже привлекали не столько наиболее характерные, непреходящие мотивы декоративных композиций, составляющих коренные элементы художественной национальной традиции, сколько отдельные мотивы, представляющие собой дань разновременным требованиям моды. В отличие от Овчинникова, Мишукова и других, искавших в традиции искусства XVI -XVII столетий выход из тупика современной им эклектики, эти художники не стремились ни к чистоте нового стиля, ни к органичному развитию приемов древнего искусства. Им была необходима экзотика древности, которая как бы окутывала изделие оболочкой необычайности, загадочности, поражала зрителя новизной, оригинальностью форм и узора. При этом, архаичные средства художественной выразительности: несколько тяжеловатая пластика форм, схематичность или нарочитая простота рисунка, открытость цвета - корректировались с позиции вкусов XIX века.
    Формы и мотивы орнаментики подчинялись плавным ассиметричным формам модерна, соединяясь подчас с пластическими элементами, происходящими, например, из японского или китайского искусства. В творчестве Ф. Рюккерта в последнее десятилетие XIX века встречаются произведения, представляющие переходный период в ювелирном искусстве от эклектики к раннему модерну. Среди них эмальерно-филигранный ковш, в декоре которого характерный для XVII столетия чешуйчатый узор - щедры, соседствует с дальневосточной по своему духа растительной орнаментацией, и пасхальное яйцо, украшенное сложным ростительным рисунком, типичным для неорусского стиля, искусства в Ричмонде, США). По стилю к этим работам примыкает чайный сервиз, воспроизведенный в каталоге Кливлендского музея Генри Хоули. Интересно, что на некоторых из одиннадцати предметов, составляющих сервиз, общая для фирмы марка «Фаберже» продублирована клеймом с инициалами «КФ», что дает основание предполагать участие в его проектировании главы объединения.
примеры совместного клеймения фирм "К. Фарбеже" и "Ф. Рюккерт".
пасхальное яйцо фирмы "Ф. Рюккерт".
Большой ковш украшенный перегородчатой эмалью. Золоченое серебро, эмаль, аметисты. Д.: 38см Клейма фаберже как поставщика Двора, с двуглавым орлом; мастера Федора Рюккерта; Москва 1899-1908г.г, пробы 91; Инв. 212714. Происхождение: подарен рабочими завода Нобеля Людовигу Ольсену, директору компании и зятю Людовика Нобеля.
    Изучение наследия национального искусства не произошло бесследно для мастеров фирмы - они открыли для себя одно из главных свойств искусства древности и народного творчества, заключавшееся во взаимообусловленности различных орнаментальных и изобразительных мотивов, а также формы произведений с определенными символическими образами, олицетворявшими те или иные понятия нравственно-этического или эстетического содержания. Для воплощения идейной, символической функции своих произведений мастера использовали самые разнообразные средства художественной выразительности, присущие искусству древности: гиперболизацию отдельных элементов композиции, метафоричность цвета, условность и орнаментализм очертаний и даже некоторую трансформацию формы.
    Сочетая преемственность профессиональных традиций с широкой экспериментаторской деятельностью, мастера фирмы внесли значительный вклад в развитие технических приемов ювелирного дела. Помимо возрождения ряда эмальерных и других декоративных техник, ими была освоена технология разнообразных сплавов драгоценных металлов, усовершенствованы методы точного ювелирного литья и чеканки, найдены и доведены до совершенства отдельные приемы обработки драгоценных и цветных камней, а также внедрены в производство многие другие технические новшества. Однако, ничто так не характеризует уровень мастерства ювелиров круга Фаберже, как необычайная тщательность и чистота отделки произведений, предельная законченность как их технического, так и художественного замысла. Это качество, являющееся своеобразной маркой фирмы, позволило уже современникам сравнивать произведения Фаберже с классическими памятниками мирового ювелирного искусства.
    Рюккерт, владелец эмальерной мастерской и фабрики золотых и серебряных изделий. С 1886г. владелец мастерской, с 1910-х по 1917 - фабрики серебряных изделий в Москве (находилась на Воронцовской улице, 29) в собственном доме. Поставлял изделия для фирм К.Фаберже, О.Курлюкова, И.Маршака. Часть продукции реализовывал самостоятельно. С отцом работали его сыновья.
    Особенно активно сотрудничал с московским отделением фирмы Фаберже, выполняя для него множество произведений с эмалью. Инициалы на клейме Рюккерта: Ф.Р.
    Фридрих Мориц (Федор Иванович) Рюккерт родился в Германии, в 1840г. Приехал в Россию в возрасти 11-13 лет. Впоследствии так и не получил Российского подданства, как и его дети от первого брака. Свое юнешество он провел под покровительством князя Галицина, который его и привез в Россию, как гравера, вместе с Эмиль. В 1850 году Федор Рюккерт женится на Эмиль с благославления князя. Его первая жена, немка, была одной из лучших белошвеек и жили они безбедно. Первый их ребенок - Адель (1860 - 1938), появляется на свет в 1860 г, потом через 13 лет Ида (1873-1958), Павел (1880 - 1922), Александр (1882 -?) и Петр (1888-?)
    Федор Рюккерт всех своих детей приучал к работе в мастерской, они растирали и отмучивали эмали, помогали мастерам, постигали основы ремесла. Особое внимание он уделял своему сыну Павлу, которого все в семье считали приемником отца. Именно он, впоследствии, внес коренные изменения в стилистику фирмы, изменение цветовой гаммы, усложнил орнаменты и в общем отразил в стилистике более космогоническое начало.
    Федор Рюккерт всех своих детей приучал к работе в мастерской, они растирали и отмучивали эмали, помогали мастерам, постигали основы ремесла. Особое внимание он уделял своему сыну Павлу, которого все в семье считали приемником отца. Именно он, в последствии, внес коренные изменения в стилистику фирмы, изменение цветовой гаммы, усложнил орнаменты и в общем отразил в стилистике более космогоническое начало.
    В 1886 году Рюккерт открывает мастерскую, точная дата указана на подаренном окладе на юбилей фирмы. И уже в 1887 г. заключается договор с Фаберже, сначала устный, а потом и письменный. С этого момента Федор Иванович берет в аренду дом на Воронцовской у Соколова. В доме были предусмотрены помещения под мастерские, кабинеты и жилые комнаты. С парадным входом с улицы и выходом во двор, где так же располагалась часть мастерских. В основном все мастерские находились на первом этаже. Изначально, основную часть продукции Рюккерт производил для Фаберже. Она составляла в районе 80%. Позднее, он стал поставщиком для фирм Маршака и Курликова. Своих магазинов у мастерской не было.
    Центром дома была комната на втором этаже с изразцовым камином и самым большим окном, именно там Рюккерт проводил долгие часы с Фаберже, обсуждая проекты, также на втором этаже располагались кабинеты для проектирования, рисования и переговоров. Несмотря на то, что на фирме в лучшие времена, работало только сорок человек персонала, продажи изделий Ркжкерта были достаточно велики, т.к. он поставлял свои изделия и другим большим фирмам и магазинам, также как и фирме Фаберже. Как независимый, серебрянных дел мастер в Москве, он создавал изделия в старо - русском стиле. Несмотря на то, что Фаберже имел мастерские в Москве, ни одна из работ по эмали не была выполнена там. Федор Рюккерт никогда не работал исключительно для Фаберже, но, тем не менее, был у него главным поставщиком эмалей в русском стиле.
    Вся семья Рюккертов жила в доме на Воронцовской, кроме двух дочерей, Иды и Адель. Левая часть дома отдана была мастерам, где они жили со своими семьями.
    В последней четверти ХIХв. умирает первая жена Федора Ивановича.
на лист 2