Первая половина XIX в. Характеризуется в русском ювелирном искусстве сложной стилевой обстановкой, определяемой порой как «эпоха эклектики». Художникам этого периода были свойственны историзм мышления, поиск нового стиля на основе старинных технических и художественных приемов ювелирного дела. Часть мастеров, объединившихся в крупные московские мастерские и на фабриках П. Овчинникова, И. Хлебникова, С. Курлюкова, Ф. Рюккерта и других, обращались в своем творчестве к национальному наследию допетровской эпохи, другие работали в русле общеевропейской эволюции стилей, стремясь найти современную интерпретацию апробированным историей средствам художественной выразительности. К их числу принадлежали мастера старшего поколения фирмы Фаберже, а также художники петербургских мастерских П. Сазикова и других. В полемике между представителями русского, или, как впоследствии его называли, «псевдорусского» стиля, и «западниками», порой звучали обвинения Фаберже в космополитизме. Именно на аргументации его критиков, а также на одностороннем анализе позиций художников фирмы и основывается «историческая» база заключений зарубежных исследователей о творчестве Фаберже и его соратников. Однако, если от декларации и теоретических положений критической литературы минувшей эпохи обратиться к непосредственному рассмотрению ее памятников, то изображаемая ситуация существенно меняется.
Диапазон творческих поисков ювелиров той эпохи действительно не имел ни географических, ни хронологических рамок, но эти поиски касались главным образом тематики произведений, орнаментальных и сюжетных мотивов; что же касается техники, профессионального мастерства, то оно естественно и органично выросло из творческого опыта их предшественников - мастеров петербургской и московской ювелирных школ XVIII - первой половины XIX века. Необходимо указать также, что и в декоративном строе произведений ювелиры не только не избегали использования русской орнаментики, но и исключительно широко подходили к изучению национального наследия.
В их изделиях встречаются мотивы форм и орнамента современного им народного творчества, древнерусского и даже скифского искусства. Широта творческого кругозора и виртуозное владение профессиональными навыками позволили им в последнем десятилетии XIX века выработать новую художественную систему, соответствовавшую идеалам модерна. Не случайно, что именно Фаберже и его поставщики, по общему мнению, признаны первыми и самыми выдающимися представителями этого направления в декоративно- прикладном искусстве.
В восьмидесятых годах XIX века Фаберже развил активную деятельность по расширению своей фирмы, он создал торговые и производственные филиалы в Москве, Киеве, Одессе, а также в Лондоне. Все более возраставшая популярность мастера в России и за рубежом, а также широкий спрос на изделия его фирмы в Европе, Америке, а позже и в странах Востока привлекали
в нее все новые творческие силы. Через магазины Фаберже продавали свои произведения такие известные фабриканты ювелирных изделий, как Овчинников, Хлебников, Рюккерт и др.
Как основной декоративный материал эмаль применялась ювелирами почти всех мастерских, и трудно отдать кому-либо из них предпочтение в искусстве создания этих изделий. Пожалуй, различие между мастерскими заключалось в количестве использовавшихся приемов, нежели в степени совершенства владениями ими. Особенно это касалось тех творческих групп, руководителям которых, помимо фирменного клейма «Фаберже», были присвоено право ставить на изделиях клейма с собственными авторскими инициалами; «М.П» - М.Е. Перхин; «А.Н» - Август Хольмстер; «Е.К» - Эрик Коллин; «В.С» - Владимир Соловьев; «Ф.Р» - Федор Рюккерт и другие.
На производстве изделий в технике эмали по скани специализировались главным образом мастера московского
филиала объединения, которым (несмотря на их порой очень высокое мастерство) не было представлено право ставить личные клейма. Именно поэтому многих произведения остались анонимными. Исключение составляют лишь работы Федора Рюккерта. Большая часть изделий с эмалью по сканному узору была выполнена Ф. Рюккертом под впечатлением от неорусских орнаментов, исходивших из Абрамцево и Талашкино. Творчество Рюккерта отличает свежесть замыслов и отсутствие шаблонов в композициях.
В богатейшем наследии русского ювелирного искусства некоторых художников московского отделения фирмы Фаберже привлекали не столько наиболее характерные, непреходящие мотивы декоративных композиций, составляющих коренные элементы художественной национальной традиции, сколько отдельные мотивы, представляющие собой дань разновременным требованиям моды. В отличие от Овчинникова, Мишукова и других, искавших в традиции искусства XVI -XVII столетий выход из тупика современной им эклектики, эти художники не стремились ни к чистоте нового стиля, ни к органичному развитию приемов древнего искусства. Им была необходима экзотика древности, которая как бы окутывала изделие оболочкой необычайности, загадочности, поражала зрителя новизной, оригинальностью форм и узора. При этом, архаичные средства художественной выразительности: несколько тяжеловатая пластика форм, схематичность или нарочитая простота рисунка, открытость цвета - корректировались с позиции вкусов XIX века.
Формы и мотивы орнаментики подчинялись плавным ассиметричным формам модерна, соединяясь подчас с пластическими элементами, происходящими, например, из японского или китайского искусства. В творчестве Ф. Рюккерта в последнее десятилетие XIX века встречаются произведения, представляющие переходный период в ювелирном искусстве от эклектики к раннему модерну. Среди них эмальерно-филигранный ковш, в декоре которого характерный для XVII столетия чешуйчатый узор - щедры, соседствует с дальневосточной по своему духа растительной орнаментацией, и пасхальное
яйцо, украшенное сложным ростительным рисунком, типичным для неорусского стиля, искусства в Ричмонде, США). По стилю к этим работам примыкает чайный сервиз, воспроизведенный в каталоге Кливлендского музея Генри Хоули. Интересно, что на некоторых из одиннадцати предметов, составляющих сервиз, общая для фирмы марка «Фаберже» продублирована клеймом с инициалами «КФ», что дает основание предполагать участие в его проектировании главы объединения.