В основные задачи Строгановского училища периода 1840 годов входило выстоять против напора эклектики. Его внутреннюю перестройку осуществил новый директор Федор Федорович Львов (1820-1895) вместе с коллективом старейших педагогов, с которым он нашел общий язык.
При Львове началось обновление училища. Прежде всего, была изменена система преподавания, вернулись к изучению орнамента как первой основы прикладного искусства. Главной задачей стало совершенствование учеников в области орнаментики. Львов видоизменил методы преподавания, старался приблизить учащихся к изучению реальных вещей, а не только образцов эстампов-оригиналов.
Перестройка методов обучения потребовала и использование нового дидактического материала, чему Львов уделял значительное внимание. Скульптор Владимир Сергеевич Бровский (1834 - 1912), окончивший училище живописи, ваяния и зодчества, преподававшей в Строгановском с 1870 г. Лепку, разработал для старшего отделения 1 класса много новый моделей сложного орнамента. По мнению П.П. Пашкова, учившегося в училище в 1886-1890 гг., начиналась серьезно построенная методическая работа. Именно в этот период впервые стали проверяться силами талантливых преподавателей приемы новых педагогических систем.
В дальнейшем, на следующих курсах вводились все новые и новые предметы, цель которых было укрепить знание и навыки учеников в области декоративного искусства, особенно - в использовании орнамента, причем, по словам Пашкова, в педагогическом процессе проводилась строгая последовательность, известного рода ступенчатость, постепенное овладевание карандашам, разведенной тушью, кистью, акварелью.
Все факты подтверждают, что в обучении преобладало декоративно - орнаментальное направление. Даже рисунок с новых гипсовых моделей вел педагог, связанный с производством, именно Федор Иванович Оленов - «ученый рисовальщик», работавший на московских фабриках Овчинникова и Хлебникова, где широко применялся рельефный орнамент на церковной утвари и других серебряных и золотых изделиях.
Ученики рисовали сложные композиции, компоновали венки, цветочный угол, букет из цветов которые зарисовывали ранее, зимой. - искусственные (шелковые), летом - живые. При этом ставилась задача видеть композицию, в общем. Преподавался и итальянский орнамент - цветы с условной расцветкой, - применявшийся для обоев, декоративных тканей, стенной росписи и т.п.
Для длительного и углубленного освоения орнаментальных стилей были свои особые причины. С одной стороны, как отмечалось выше, на изделиях в различных стилях существовал большой спрос. И Строгановское училище, более связанное теперь с текущими запросами жизни, отвечало на него соответствующей подготовкой орнаментальных стилей, которое являлось как бы некоторым противоядием против полного смешения их, против эклектики.
Каждый учащийся должен был
скопировать в красках в особый альбом большое количество разных элементов из таблиц, по специальным разделам: первобытный орнамент, греческий, римский, египетский, мидийско-персидский, византийский, стрельчатый (т.е. готический) и др.
В 1889 г. Строгановским училищем было выпущено пособие - «Краткие очерки орнаментальных стилей по Оувэну Джонсу, Рассинэ, де-Коммону, Пьеро и Шипье и пр.» (пер. Г. Г. Павелко). В составлении его самое активное участие принимал СУ. Соловьев. К очеркам прилагалось краткое объяснение архитектурных стилей с рисунками и 12-ю таблицами, написанные им же. Двумя годами ранее, в 1887г., вышли «12 образцов для упражнений в рисовании кистью», составленные Васильевым. В 1890г. Строгановское училище подготовило руководство и по изучению цвета, написанное В. В. Поповым: «Цвета и их красивые сочетания». В приложении давались элементарные сведения об употреблении красок в технических производствах, по эскизам М. В. Васильева, И. К. Иванова и М. В. Боброва, с 13-ю хромолитографическими рисунками. В 1893г. была издана и книга И. В. Баркова «Существующие приемы производства серебряного дела».
Строгановское училище, подытоживая практику художественных произведений, публикуя руководства к ним, используя для этого знания и опыт своих педагогов, внесло достойный вклад в развитие отечественного декоративно-прикладного искусства. Оно и здесь было зачинателем в распространении художественно-технических знаний.
На рубеже XIX-XX вв., как никогда раньше, внимание общественности занимали вопросы декоративно - прикладного искусства. Причин этого много: здесь и нужды русской промышленности, и стремление в эпоху модерна создать новую материальную культуру, и новые эстетические представления.
Безусловно, влияние на формирование творческой направленности, и на педагогов училища оказывали многочисленные новые направления в искусстве, символизм и модерн. Живы были для строгановцев и традиции народного творчества.
Ранее с национальными особенностями стилей различных эпох ученики знакомились, изучая «историю орнамента», которую вел архитектор СУ. Соловьев. Теперь же «изучение стилей» ставилось более широко: рассматривался не только орнамент, но и целиком художественно - бытовая вещь (форма вещи, материал, техника, назначение, мест в интерьере и т.п.).
В орнаментальных композициях учащиеся основывались главным образом на искусстве эпохи первых Романовых, используя преимущественно мотивы с крупными, тяжеловесными цветами и завитками. Металлическая резьбы, наоборот, представляла собой очень мелкие и тонкие орнаментальные узоры, затейливо переплетающиеся и завивающиеся. Но и те, и другие орнаменты, применяемые строгановцами, несли в себе признаки начавшегося вырождения: они отличались перенасыщенностью или крайней измельченностью. Итак, «старый русский стиль» в характере XVI -XVII вв. Явно отживал свой век, поскольку в данных условиях он применялся только к архаическим церковным формам.
Выход из тупика виделся в «возвращении в природе», в изучении учениками живого цветка, его листьев, стеблей, вообще растений, которые давали богатейший материал для орнаментации. Предлагалось после изучения природных мотивов стилизовать их, превращая в орнаменты.
В работах учащихся конца 1890-х годов под влиянием Васнецова сказывается воздействие новых течений: сам тип орнамента и его интерпретация, навеянная образцами русского эпоса, преданий сказок.
Васнецов глубоко чувствовал праздничную красоту крестьянского быта, поэтический дух народа, торжественную напевность
былин, что и определило особенности его пластического языка и породило «песенное начало его образов природы. Поэзия и монументальность стали основой творчества Васнецова и того «русского стиля», который формировался под его влиянием. Воздействие искусства Васнецова и на работах строгановцев.
Предметы Строгановской мастерской экспонировались в 1901 г. на Выставке керамических изделий, заслужив одобрение рецензента: «Лучше других витрина Строгановского училища в Москве. Экспонаты красивы по тонам. Кое где заметны так же и стремления к национально-самобытным формам. Чувствуется, что работы Абрамцевского завода оценены по достоинству преподавателями училища»
Произведения из майолики, выполненные строгановцами, перекликались с работами аналогичной мастерской, организованной СИ. Мамонтовым в Абрамцеве в 1890г.
Очевидное взаимодействие этих двух майоликовых учреждений приводит А.В Филиппова к такому выводу: «Строгановская
мастерская через «Абрамцево» поняла декораративность майолики». А с другой стороны у Абрамцевской мастерской в стремлении к известной корректности стиля сказалось «влияние Строгановской мастерской».