История фирмы Рюккерта
На главную страницу
На партнёры
Предприятие «П.А. Овчинников», 1851-1917 г.г.

Фирма «П.А. Овчинников» по мере значимости и стоимостным оценкам входит в первую категорию ювелиров и предприятий золотого и серебряного дела дореволюционной России. Будучи серебряных дел мастером, в 1851 году Павел Акимович Овчинников открывает в Москве ставшую впоследствии всемирно известной фирму по производству золотых и серебряных изделий. Неоднократно фирма являлась исполнителем крупных государственных заказов для императорского двора и уже с первого года существования славилась своими работами. С 1865 года фирма становится штатным поставщиком двора цесаревича Александра (будущего императора Александра III) и получает высочайший статус «придворной». В 1872 году предприятию присваивается звание поставщика двора Его Императорского Величества, в 1878 году - звание поставщика двора великого князя Михаила Николаевича. В 1881 и 1896 годах статус придворного поставщика был подтвержден.
Фабрика Овчинникова являлась законодательницей ювелирной моды и считалась, с точки зрения организации, крупнейшим торгово-производственным предприятием того времени. Производственное отделение фирмы Овчинникова располагалось в Москве в Первом Гончарном переулке в доме Лежнева и Бирюковой. Торговые подразделения фирмы в Москве представлены магазинами на Кузнецком мосту (дом Варгина) и Ильинке (дом Хлудова). Кроме собственных магазинов фирма Овчинникова размещала свои заказы и в торговых домах. Например, известно сотрудничество фирмы с торговым домом «Бейлин и Сын». Торговые дома, являясь исторической особенностью организации ювелирного производства конца XIX и начала XX веков, обладали значительным оборотным капиталом и имели возможность закупать оптом у мастеров и фирм большие партии различных золотых и серебряных изделий и продавать их затем по сравнительно низким ценам.
Грамотный руководитель и собственник, Павел Акимович Овчинников, уже в то время очень четко понимал, что стабильность дела и уникальность выпускаемых фирмой изделий невозможны без профессиональных работников. Говоря современным языком, кадровая политика в фирме Овчинникова была на высочайшем уровне. Быстрое развитие крупных предприятий ювелирного дела требовало серьезной профподготовки ювелиров. Понимание этой проблемы заставило владельцев крупных фабрик открывать при своих фирмах школы или хотя бы «рисовальные» классы. Одним из первых такую профессиональную художественную школу для своих ювелиров открыл Павел Акимович. Рядом с фабрикой было возведена отдельно стоящая двухэтажная школа. В нижнем этаже школы расположились учебные мастерские, а верхний этаж заняло общежитие, в котором одновременно проживало сто тридцать учеников. Период обучения в школе был установлен серьезный: от пяти до шести лет. Ученики-подмастерья изучали для общего развития общеобразовательные предметы. Основное внимание, конечно же, акцентировалось на профессиональной специализации серебряному и золотому делу. Стараясь передать будущим мастерам, как минимум, элементарные художественные знания, в обязательную школьную программу были включены специальные предметы: рисунок, черчение, лепка из глины, лепка из воска, каллиграфия.
Образовательный проект Овчинникова не прошел даром. И уже в 1882 году школа была отмечена на художественно-промышленной выставке в Москве и заслужила серебряную медаль за «выставленные предметы, относящиеся к лепке из глины и письму по эмали, а также за рисунки и композиции самих учеников». Непосредственно сам фабрикант Овчинников заслуженно получил почетное право клеймить свои изделия государственным гербом рядом с клеймом.
П. А. Овчинников, понимая важность профессиональной подготовки мастеров для развития ювелирного, золотого и серебряного рынков, открыто делился опытом со всеми фабрикантами драгоценных изделий. В 1881 году в целях популяризации школ мастеров он публикует книгу, в которой рассказывает и обосновывает необходимость и эффективность организации специальных профессиональных школ при фабриках.
Наряду со специальной профессиональной подготовкой мастеров-ювелиров Овчинников стремился привлечь к созданию рисунков и моделей ювелирных, золотых и серебряных изделий квалифицированных художников, именитых скульпторов, графиков, архитекторов, принимая их в штат фирмы. Известно, что немало способствовали успеху бизнеса Овчинникова такие известные художники, скульпторы и архитекторы, как: академик Борников, прекраснейший рисовальщик, уделявший много внимания научению орнаментов прикладного назначения (на выставках 1861 года в Петербурге и 1865 году в Москве отмечен почетными наградами за рисунки для серебряных изделий); Л. Жуковский, автор многих произведений фирмы; а также Лансере, Обер, Опекушин, Чичагов, Микешин, Даль. В отчетных документах о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года встречается упоминание о том, что рисунки для фабричных изделий исполнял Монигетти, отличный архитектор-практик, великолепный сочинитель уникальных орнаментов и рисунков для художественно-промышленных производств. В этой области он творил с особенной любовью, почти без отдыха, выполняя заказы русских мастеров и фабрикантов на шедевры, возбуждая своим примером в молодых художниках стремление работать в том же направлении. Оставил после себя группу учеников, унаследовавших его тягу способствовать новейшим успехам русской орнаментистики.
Павел Акимович вырастил достойнейшую смену, и его сыновья: Михаил, Александр, Павел и Николай, наследовали дело отца и продолжили развивать семейный бизнес. Михаил Павлович, возглавляя петербургское отделение фирмы, стал старшим в деле. Александр Павлович руководил фабрикой и магазином в Москве. Весомый вклад в развитие семейного дела внесли и личные достижения братьев. Михаил Павлович продолжительное время являлся бессменным членом Совета Императорского Строгановского училища. Это же учебное заведение в 1886 году с отличием окончил его брат Павел Павлович.
Фирма имела многочисленные награды и звания, не только отечественные, но и много заграничных от императорских, королевских и княжеских домов. В 1917 году из-за радикально изменившейся политической ситуации, вслед за большинством предприятий царской России, фирма Овчинникова со всеми производственными, торговыми и учебными отделениями прекратила свою деятельность.
Выпускаемая продукция
Фирма Овчинникова известна российским и мировым ценителям своим широчайшим ассортиментом уникальных по красоте изделий, исполненных с применением самых разных техник, приемов и стилей. Ассортимент фирмы представлен как предметами быта, посудой, письменными приборами, ларцами, альбомами, портсигарами, так и предметами культа: потирами, складнями, окладами для богослужебных книг и икон. Многие из этих изделий находятся в Государственных музеях России, а также в коллекциях европейских королевских домов. Во многом изделия мастеров Овчинникова являлись законодателями моды, зачастую не только продолжая сложившиеся традиции, но и формируя новые тенденции серебряного и золотого дела второй половины ХIХ и начала ХХ веков.
Примерно со второй половины XIX века заметно оживает эмалевое производство. Свойственное для русского прикладного искусства того времени использование древнерусской формы и орнаментации с ее полихромной узорчатостью нашло наиболее яркое выражение в произведениях эмальерного искусства. Уже в 60—70-х годах эмаль, как и в XVII веке, становится значительно популярнее. Работа мастеров-эмальеров так же, как и в древности, опять становится неотделимым элементов совместного творчества сканщиков, резчиков и чеканщиков. Таким образом, мастер-ювелир, лишь использовавший эмалевые миниатюры, включающий их в декор своих изделий, остался в прошлом.
Лидером эмалевого производства Москвы второй половины XIX века стала фирма Овчинникова, изделия которой отличала богатая эмалевая палитра и тщательнейшая отделка. Солонки в форме деревянных солониц, братины, ковши и стопы, коробочки, чарки, ложки, подстаканники и даже оклады икон обязательно украшались многоцветной яркой эмалью, заполнявшей детали филигранно выполненного сканного орнамента.
В конце XIX века московские эмальеры Овчинникова впервые в истории русского ювелирного дела ввели новую технику - многоцветную, прозрачную «оконную» эмаль, которая похожа на витраж и смотрится на просвет. «Витражная» или «оконная» эмаль получалась очень хрупкой и была сложна в изготовлении. Поэтому широкого распространения не получила, чем и заслужила особую ценность сегодня. Кроме того, красота прозрачной эмали проявляется при соответственном освещении, как, например, в эмалевой лампаде, где орнамент переливается и блестит яркими цветами благодаря зажженному внутри огню, или в эмалевых серебряных рюмках, яркость орнамента которых проявляется за счет налитого в них вина.
Ковш. Москва.
Фирма Овчинникова.
1899-1908 гг
Серебряные рюмки
Фирма П. Овчинникова 1908 - 1917 гг.
Что касается серебряных изделий с чернью, то они были очень распространены в тот период. Во второй половине XIX века их выпускали в большем или меньшем количестве практически все московские ювелирные фабрики и мастерские.
Орнаментация предметов при этом остается довольно разнообразной. Одновременно с возрождением слегка измененных тонких узоров черневых трав, уже ранее присутствующих в типичных изделиях XVI-XVII веков, получает широкое распространение гравюра с архитектурными пейзажами, которая переносится на металл. Такая тенденция обусловлена патриотическими настроениями того времени, растущим интересом к отечественной истории, к родному городу, к древней и новой столицам.
Мастера фирмы Овчинникова применяли самые разнообразные приемы обработки и украшения металла. Качество исполнения черневого мастерства овчинниковских изделий было вне конкуренции.
Социально-экономическая ситуация того времени конечно же не могла быть не замечена мастерами и отразилась тематикой рисунков на предметах ювелирного искусства, на которых появились тематические сюжеты из крестьянской жизни.
Говоря о чеканном мастерстве второй половины XIX века, следует отметить новое для серебряного дела явление. Если мастера древней Руси с особым трепетом относились к фактуре материала, старались максимально выявить его красоту, создавая путем длительной, тщательной бережной обработки радующую глаз поверхность серебра с нежным мерцающим блеском, а также умело оттеняли красоту металла сочетанием бледной позолоты с серебряной гладью, то изготовители второй половины XIX в. в целом ряде случаев стали на другой путь. Отказавшись от выявления красоты непосредственно серебра и блестяще овладев различными техниками, они начали моделировать в серебре фактуру различных других материалов - меха, кожи, ткани, дерева и т. д.
Особенно много таких уникальных по красоте и живости произведений появилось в 1860—1880-е годы. Серебряное блюдо на кружеве или плетеная корзинка с небрежно наброшенной сверху салфеткой настолько блестяще вычеканены, что, только внимательно приглядевшись, можно обнаружить, что салфетки выполнены не из ткани, а из серебра.
Серебряное блюдо,
П.А. Овчинников,
Москва, 1872 г.
Серебряная корзинка для хлеба,
П.А. Овчинников,
Москва, 1873 г.
Согласно оценкам российских и зарубежных экспертов фирма Овчинникова безаппеляционно отнесена к наивысшей категории предприятий золотого и серебряного дела царской России. Иными словами, все изделия фабрики, как по рабочим характеристикам, так и по стоимостной шкале, поставлены в один ряд с именитыми произведениями ювелирного искусства Фаберже.


Клейма фабрики

Клеймение золотых и серебряных изделий в России ХIХ века осуществлялось исходя из трех типов клейм. На первом клейме изображался заключенные в прямоугольник герб города и год производства изделия. На втором клейме изображались заключенные в прямоугольник именник пробирного мастера вместе с годом клеймения. На третьем клейме изображалась заключенная в прямоугольник в виде двух цифр проба. Фабрика Овчинникова являлась «придворной» фирмой и поэтому с 1872-82 года могла самостоятельно ставить на свои изделия законное клеймо с изображением государственного герба.
Инициалы на клейме изделий фирмы Овчинникова: «ПО», «П.О», «ПОВЧИННИКОВЪ», «М.Овчинниковъ», «П.Овчинниковъ», «ОВЧИННИКОВЪ».
С клеймом Рюккерта