БИЛИБИН Иван Яковлевич (4 (16) августа 1876, Тарховка близ Петербурга 7 февраля 1942, Ленинград), русский художник. Прославился прежде всего как мастер искусства книги, был одним из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.
Националист-революционер
Выходец из старинного купеческого рода. Учился в студии А. Ажбе в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини М. К. Тенишевой у И. Е. Репина (1898-1900). Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства». Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые по заданию этнографического отдела Русского музея путешествия по северным губерниям (1902-04), изучение памятников тамошнего зодчества и декоративного искусства. Свои впечатления обобщил не только в образах, но в ряде статей («Народное творчество русского Севера», 1904; и др.). Испытал также большое влияние японской ксилографии.
Иллюстрируя с 1899 сказки и былины («Василиса прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист Ясный Сокол» и др., пушкинские сказки о царе Салтане и Золотом петушке), создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.
Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. То же национально-романтическое настроение (сам мастер причислял себя именно к «художникам-националистам») доминирует и в его сценографии, которой он успешно занимался с 1904, работая в антерпризе С. П. Дягилева, московского Оперного театра С. И. Зимина и др.
Билибинские «пряничные» царства, впрочем, действительно романтичны в том смысле, что откровенно ирреальны, пронизаны лукавой иронией, лишены всякой апологетики. Придерживаясь антимонархически-либеральных убеждений, художник охотно принял участие в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта », появившихся в период Первой русской революции 1905. Его политические гротески выделяются своим злым сарказмом, беспощадным к существующему строю. Такова, в частности, карикатура на Николая II («Осел в 1/20 натуральной величины»,1906), за которую он был подвергнут краткому административному аресту.
Годы эмиграции
Когда же революция свершилась, Билибин вначале ее не принял: участвовал в агитпропаганде деникинского правительства, в 1920 эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, затем, в 1925, переехал в Париж.
Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера узорчатая, экзотически броская стала своеобразным эталоном «стиля рюсс», то есть «русского стиля», за рубежом, питая ностальгические воспоминания. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.
Возвращение
«Национально-большевистский» поворот в политике, распространение идей «советского
патриотизма», характерных для сталинской эпохи, способствовали возвращению Билибина на родину.
Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935-36), он вновь поселился в Ленинграде. В последнее десятилетие своей жизни преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая в амплуа книжного и театрального художника: вновь оформил «Сказку о царе Салтане» (как оперу Н. А. Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова, 1936-37, и как книжку А. С. Пушкина, вышедшую в те же годы в Гослите). Сергей Эйзенштейн задумал привлечь его как художника к работе над фильмом «Иван Грозный», но смерть Билибина в блокадном Ленинграде не позволила осуществиться этой идее.
М. Н. Соколов