В.Мухин
"Искусство мастеров фирмы Фаберже"
… В богатейшем наследии русского ювелирного искусства некоторых художников московского отделения фирмы привлекали не столько наиболее характерные, непреходящие мотивы декоративных композиций, составляющие коренные элементы национальной художественной традиции, сколько отдельные мотивы, представляющие собой дань разновременным требованиям моды. И отличие от Овчинникова, Мишукова и других, искавших в традиции искусства XVI-XVII столетий выход из тупика современной им эклектики, эти художники не стремились ни к чистоте нового стиля, ни к органичному развитию приемов древнего искусства. Им была необходима экзотика древности, которая как бы окутывала изделие оболочкой необычайности, загадочности, поражала зрителя новизной, оригинальностью форм и узора. При этом архаичные средства художественной выразительности: несколько тяжеловатая пластика форм, схематичность или нарочитая простота рисунка, открытость цвета - корректировались с позиции вкусов конца XIX века. Формы и мотивы орнаментики подчинялись плавным асимметричным ритмам модерна, соединяясь подчас с пластическими элементами, происходящими, например, из японского или китайского искусства. В творчестве Ф. Рюкерта в последнее десятилетие прошлого века встречаются произведения, представляющие переходный период в ювелирном искусстве от эклектики к раннему модерну. Среди них эмалево-филигранный ковш, в декоре которого характерный для XVII столетия чешуйчатый узор "рыбьи щедры" соседствует с дальневосточной по своему духу растительной орнаментацией, и краснофонное пасхальное яйцо, украшенное сложным рисунком словно увядающих лилий (оба изделия хранятся в Музее изобразительного искусства в Ричмонде, США). По стилю к этим работам примыкает чанный сервиз, воспроизведенный в каталоге Кливлендского музея Генри Хоули. Интересно, что па некоторых из одиннадцати предметов, составляющих сервиз, общая для фирмы марка "ФАБЕРЖЕ" продублирована клеймом с инициалами "КФ", что дает основание предполагать участие в его проектировании главы объединения.
Изучение наследия национального искусства не прошло бесследно для мастеров фирмы - они открыли для себя одно из главных свойств искусства древности и народного творчества, заключавшееся во взаимообусловленности различных орнаментальных и изобразительных мотивов, а также формы произведений с определенными символическими образами, олицетворявшими те или иные понятия нравственно-этического или эстетического содержания. Для воплощения идейной, символической функции своих произведений мастера использовали самые разнообразные средства художественной выразительности, присущие искусству древности: гиперболизацию отдельных элементов композиции, метафоричность цвета, условность и орнаментализм очертаний и даже некоторую трансформацию формы.