Федор Иванович, тонко чувствовавший красоту и поэзию русского искусства, был немцем по происхождению. По семейным преданиям, Фридрих Мориц Рюкерт (Рюккерт), родился в Эльзас-Лотарингии в 1840 году и в 14-летнем возрасте приехал в Россию с князьями Юсуповыми или Голицыными. Это было весьма распространенной практикой в то время, когда богатые аристократические русские семьи подолгу путешествовали и жили за границей, привозя затем оттуда прислугу, ремесленников и учеников. У новых хозяев Федор встретил свою будущую супругу - немецкую девочку-белошвейку по имени Эмиль. Старшим ребенком в семье была Адель, затем родилась Ида и Пауль (Павел). Эти дети были лютеране, а сыновья Федор, Анатолий и Александр были православными. После смерти первой жены Федор Иванович женился на Евгении Калистратовне Беловой, родом со Смоленщины - дочери мастера-стеклодува, который работал на заводе в Большой Вишере. Вероятно, Федор, Александр и Анатолий родились уже в этом браке. У супругов был также сын Евгений и дочери Мария и Софья. Дочери Федора Ивановича получили хорошее образование. Старшая - Адель Федоровна - долгие годы работала акушеркой в знаменитом московском родильном доме Грауэрмана, а затем служила гувернанткой у известного врача Шершневского-Любошица. Ида преподавала немецкий язык, играла в любительском театре и была хорошей пианисткой. Софья закончила высшее торговое училище, и при этом прекрасно владела техникой эмали. Что же касается сыновей, то они работали в мастерской отца, где помимо них, со слов родственников, трудились мальчики-подмастерья, жившие неподалеку.
Во время Первой Мировой войны только Евгений Федорович Рюкерт остался в Москве и сохранил дом. Остальные родственники были высланы в Уфу и другие губернские города и вернулись обратно в 1916 году. Федор Иванович скончался в 1917 году, его могила находится на Введенском кладбище. Знаменитая мастерская прославилась своей удивительной эмалевой живописью, запечатлевшей красоту и обаяние русской старины. Поздние эмалевые изделия с клеймом Рюкета большей частью отличаются модной в начале ХХ столетия своеобразной мягкой, слегка "мутноватой" красочной гаммой с преобладанием коричнево-охристых тонов. Единство формы и орнамента, свойственное подлинным древнерусским памятникам, было для мастера важнее, чем точное воспроизведение отдельных деталей. Фантазийным, слегка гротесковым формам его ларчиков, ковшей и братин соответствовали геометризованные абстрактные узоры или изобразительные, но сильно стилизованные мотивы в духе иллюстраций И. Билибина или орнаментальных схем абрамцевских и талашкинских мастерских. Особая гамма, скань, как будто перечеркнутая поперечной, нарочито небрежной штриховкой, или закрученная в тугие золоченые клубочки - все это создавало особый Рюкертовский стиль, его легко узнаваемый художнический почерк.
Адрес: Отдел личных коллекций, ул. Волхонка, 10