Статьи и публикации
На главную страницу
"Эпоха Фаберже"
Дата:06.07.2009
Регион: Центральный
На Сраницы и публикации
Министерство культуры России, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций, Культурно-исторический фонд «Связь времен» продлевают выставку «ЭПОХА ФАБЕРЖЕ» до 9 августа 2009 года.
В Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина обновился состав экспонатов на выставке «Эпоха Фаберже». Культурно-исторический фонд «Связь времен», учредителем и председателем Попечительского совета которого является российский предприниматель Виктор Феликсович Вексельберг, часть экспонатов заменила другими, не менее великолепными.
[Встроенная картинка не переводится]
Московская фабрика К. Фаберже славилась своим серебряным производством. Особенно популярными были массивные хрустальные вазы в роскошных серебряных оправах «от Фаберже», столовые сервизы и туалетные приборы, которые оформлялись в стиле рококо, классицизм и ампир и, конечно, произведения в так называемом «оригинальном русском стиле» рубежа прошлого и нынешнего столетий. Древняя столица Москва с ее златоглавыми храмами и боярскими палатами вдохновляла мастеров на создание предметов в стиле «национального романтизма».
Художники и мастера фирмы стремились не копировать образцы древнерусского искусства, а вдохновляться ими, передавать впечатление от «старинного... сказочного прошлого». Главными работами этого рода считаются братины, жбаны, ковши, ларцы, декоративные вазы, для которых характерны свежесть замысла и отсутствие шаблона в композициях. Сюжетами для них служили народные былины и сказки, исторические события - то в виде отдельных фигур или групп, то в виде барельефов или живописных эмалевых сцен на самих предметах. Популярными персонажами были былинные богатыри и средневековые витязи.
В связи с юбилеем династии Романовых, отмечавшимся в 1913 году, русское общество захватила «бояромания», нашедшая отражение отражена в изделиях с живописным эмалевым панно в технике «en plein». Поскольку подарочные ковши, братины и чаши не выполняли никаких утилитарных функций, основное внимание уделялось их декоративной стороне. Мастера давали волю своей безграничной фантазии. Они многократно увеличивали или же, напротив, уменьшали размеры изделий по сравнению с подлинными, преобразовывали, видоизменяли формы старинных сосудов, сочиняли фантастические орнаменты, представлявшие собой причудливый сплав мотивов, заимствованных из кустарных промыслов, древнерусского «узорочья» и природных наблюдений
[Встроенная картинка не переводится]
[Встроенная картинка не переводится]
Миниатюрные предметы в русском стиле выполняли роль «бибелотов», то есть драгоценных безделушек, наряду с популярными на рубеже веков миниатюрными фигурками животных и народных типов из поделочных камней и драгоценных металлов, цветочных композиций. Так, среди подарков, полученных от друзей и поклонников примой-балериной Императорского Мариинского театра Матильдой Кшесинской, было «много мелких эмалевых вещей» и «масса золотых чарок».
В начале ХХ столетия поверхность многих изделий приобретала вид декоративного, нарядного панно, изукрашенного самоцветными каменьями. А в 1910-х годах в эмалевую гамму вещей в русском стиле все чаще стали включать темные, холодные и черные тона - в противовес стандартной яркой эмалевой гамме предшествующих десятилетий.
Подобный колорит характерен для произведений Федора Рюкерта - выдающегося мастера, сотрудничавшего с московским филиалом фирмы К. Фаберже. Его мастерская, находившаяся на Воронцовской улице в Москве, производила в основном небольшие серебряные изделия, украшенные эмалью по скани, в узорчатую ткань которых искусно включались живописные эмалевые миниатюры на темы из русской истории, боярского быта, фольклора. Порой они представляют собой копии картин известных живописцев того времени - К. Маковского, В. Васнецова, И. Куликова, К. Лебедева, С. Соломко. На произведениях Рюкерта, созданных им для фирмы Фаберже, его именник сочетается с клеймом знаменитой фирмы. Довольно часто именник Рюкерта «ФР» соседствует с инвентарным номером фирмы Фаберже
[Встроенная картинка не переводится]
Федор Иванович, тонко чувствовавший красоту и поэзию русского искусства, был немцем по происхождению. По семейным преданиям, Фридрих Мориц Рюкерт (Рюккерт), родился в Эльзас-Лотарингии в 1840 году и в 14-летнем возрасте приехал в Россию с князьями Юсуповыми или Голицыными. Это было весьма распространенной практикой в то время, когда богатые аристократические русские семьи подолгу путешествовали и жили за границей, привозя затем оттуда прислугу, ремесленников и учеников. У новых хозяев Федор встретил свою будущую супругу - немецкую девочку-белошвейку по имени Эмиль. Старшим ребенком в семье была Адель, затем родилась Ида и Пауль (Павел). Эти дети были лютеране, а сыновья Федор, Анатолий и Александр были православными. После смерти первой жены Федор Иванович женился на Евгении Калистратовне Беловой, родом со Смоленщины - дочери мастера-стеклодува, который работал на заводе в Большой Вишере. Вероятно, Федор, Александр и Анатолий родились уже в этом браке. У супругов был также сын Евгений и дочери Мария и Софья. Дочери Федора Ивановича получили хорошее образование. Старшая - Адель Федоровна - долгие годы работала акушеркой в знаменитом московском родильном доме Грауэрмана, а затем служила гувернанткой у известного врача Шершневского-Любошица. Ида преподавала немецкий язык, играла в любительском театре и была хорошей пианисткой. Софья закончила высшее торговое училище, и при этом прекрасно владела техникой эмали. Что же касается сыновей, то они работали в мастерской отца, где помимо них, со слов родственников, трудились мальчики-подмастерья, жившие неподалеку.
Во время Первой Мировой войны только Евгений Федорович Рюкерт остался в Москве и сохранил дом. Остальные родственники были высланы в Уфу и другие губернские города и вернулись обратно в 1916 году. Федор Иванович скончался в 1917 году, его могила находится на Введенском кладбище. Знаменитая мастерская прославилась своей удивительной эмалевой живописью, запечатлевшей красоту и обаяние русской старины. Поздние эмалевые изделия с клеймом Рюкета большей частью отличаются модной в начале ХХ столетия своеобразной мягкой, слегка "мутноватой" красочной гаммой с преобладанием коричнево-охристых тонов. Единство формы и орнамента, свойственное подлинным древнерусским памятникам, было для мастера важнее, чем точное воспроизведение отдельных деталей. Фантазийным, слегка гротесковым формам его ларчиков, ковшей и братин соответствовали геометризованные абстрактные узоры или изобразительные, но сильно стилизованные мотивы в духе иллюстраций И. Билибина или орнаментальных схем абрамцевских и талашкинских мастерских. Особая гамма, скань, как будто перечеркнутая поперечной, нарочито небрежной штриховкой, или закрученная в тугие золоченые клубочки - все это создавало особый Рюкертовский стиль, его легко узнаваемый художнический почерк.
Адрес: Отдел личных коллекций, ул. Волхонка, 10