Ковш
Раздел Русские эмали
Фирма Карла Фаберже
Место создания Москва
Материалы Серебро
Зал Голубая гостиная
Мастер Федор Рюкерт
Техника Чеканка, Золочение, Токарно-давильные работы, Эмаль по скани, Амальгама
Дата 1907
Художественный почерк позднего периода творчества одного из самых талантливых серебряных дел мастеров Федора Ивановича Рюкерта характеризуется модной в начале ХХ столетия слегка «мутноватой» красочной гаммой с преобладанием коричнево-охристых тонов, эмалями с крапом, сканью, закрученной в тугие клубочки, и штриховкой из золоченой амальгамы. Все эти декоративные приемы отличают и роскошный фантазийный ковш, в несколько гротескной ручке которого явно прочитываются зооморфные мотивы, столь характерные для русского модерна.
Художники и мастера фирмы Рюкерта стремились не копировать образцы древнерусского искусства, а вдохновляться им, передавать впечатление от “старинного... сказочного прошлого”. Они создавали ковши, братины, ларцы и декоративные вазы, для которых характерны “свежесть замысла и отсутствие шаблона в композициях”. Поскольку эти предметы не выполняли никаких утилитарных функций, основное внимание уделялось их декоративной стороне. Мастера вовсю давали волю своей безграничной фантазии. Они многократно увеличивали или же, напротив, уменьшали размеры изделий по сравнению с подлинными, преобразовывали, видоизменяли формы старинных сосудов, сочиняли фантастические орнаменты, представлявшие собой причудливый сплав мотивов, заимствованных из кустарных промыслов, древнерусского “узорочья” и природных наблюдений. Подобные предметы служили, как правило, дипломатическими подношениями, призами и подарками по случаю различного рода юбилеев, памятных событий и соревнований.
https://fabergemuseum.ru/kollekczii/shedevryi-kollekczii/kovsh