Музеи, выставки и коллекции
Собрание Максима Ревякина
На главную страницу
На Музеи
Назад
Ложка
мастер Ф. Рюкерт, фирма К. Фаберже

Москва, между 1899 и 1908
Серебро, эмаль по скани, оконная эмаль, канфарение, штамп,
монтировка, золочение
Дл. – 19,9 см; ш. чашечки – 5,3 см; ш. ручки – 3,1 см

Ложка серебряная, золоченая. Овальная чашечка с внутренней стороны имеет золоченый канфаренный фон, а с внешней покрыта эмалью по скани. В центре изображена композиция из белых треугольников с выпуклыми сторонами, внутрь которых вписаны черные эмалевые спирали. Она обрамлена четырехлепестковыми белыми цветочками с круглящимися бирюзовыми стеблями на синем эмалевом фоне. Длинная ручка имеет наверху две балясинки, одна из которых золоченая, а другая украшена крест-накрест синей и бирюзовой полосками на канфаренном фоне. Плоская фигурная часть с фестончатым овальным завершением с обеих сторон декорирована эмалью по скани на золоченом канфаренном фоне. Узоры представляют собой синие и бирюзовые завитки, треугольнички и мелкие белые горошины. Низ ручки декорирован квадратиками, заполненными сиреневой оконной эмалью, красным прозрачным четырехлепестковым цветком с желтой серединкой, тремя стилизованными лепестками с зеленой оконной эмалью и желтой прозрачной горошиной.

На ложке отсутствует клеймо мастерской, тем не менее, ее с полным правом можно отнести к наследию Рюкерта и датировать рубежом XIX и ХХ вв. доказательством служат характерные орнаментальные мотивы, в частности, эмалевые треугольнички с живописными спиралями внутри. Кроме того, в изделии использован неоднородный по составу синий цвет с пока еще едва видимым охристым крапом. К тому же сочетание оконной и перегородчатой эмалей встречается в произведениях Рюкерта чаще, чем в изделиях других современных ему
московских эмальеров
Ложка

москва, между 1908 и 1917
Серебро, эмаль по скани, оконная эмаль, штамп, монтировка, золочение
Дл. – 19 см; ш. чашечки – 4,5 см

Ложка десертная серебряная, золоченая, с округлой чашечкой, снаружи сплошь покрытой эмалью по скани. На аквамариновом фоне изображен пышный фантазийный цветок на длинном изогнутом стебле, покрытом белой эмалью с бордовыми тонировками, от которого отходят листья-завитки. Белые кудрявые лепестки украшены полихромными живописными прожилками. На крае чашечки в фигурном сине-голубом крапчатом резерве помещены два белых пятилепестковых цветка с листиками, а по всему ее полю разбросаны завитки, горошинки,неровные клубочки разнообразных форм с синейи бирюзовой крапчатыми эмалями, встречается также белая с бордовыми тонировками. Ручка наверху гладкая, золоченая, в виде балясинки, отделенной двумя округлыми горизонтальными валиками от второй балясинки, украшенной сине-голубыми трилистничками с тонкими сканными стебельками на фоне аквамариновой эмали. Конец ручки плоский, расширяющийся книзу, фигурной формы, с обеих сторон украшен эмалью по скани:плетенкой, горошинками, стилизованными листочками, сканными завитками и тугим сканным клубочком. В декор включены мотивы, заполненные темно-зеленой и оранжево-желтой оконной эмалью. Ложка помещена в подлинный футляр из светлого дерева с замочком-щеколдой из недрагоценного металла и ложементом из кремового бархата. Крышка обита бежевым шелком, по которому черной краской оттиснута фирменная марка – Фаберже // С. Петербургъ // Москва, Лондонъ (под Государственным гербом)

Клейма: фирмы – К.Фаберже под государственным гербом; тройник московского окружного пробирного управления – женская головка в кокошнике, обращенная вправо, с пробой для изделий из серебра – 84 и шифром округа греческой буквой дельта; процарапанный фирменный инвентарный номер – 24145