Меж тем подрастал второй сын – Федор Фридрихович, который в 1902 году закончил I Таганское городское мужское начальное училище. В 1903 году он был зачислен в «любители рисования» Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища. Правда, на прошении Федора Рюкерта-младшего была сделана карандашная пометка, что тот с января 1904 года не посещает любительские классы, поэтому история с его дальнейшим обучением неясна. Возможно, братьям было сложно совмещать учебу и работу на предприятии отца, которое становилось все более популярным и получало гораздо больше, чем ранее, Посещение, пусть и недолгое, прославленного учебного заведения, «старейшего между училищами, посвященными развитию художественной промышленности», не могло пройти бесследно для братьев Рюкертов. Знаменитая «Строгановка», история которой хорошо известна Шульгина Е. Н., Пронина И. А. История Строгановского училища. 18251918. М., 2002., выпустила огромное количество великолепных рисовальщиков для российской мануфактурной промышленности, центром которой была Москва, и в целом способствовала развитию «художественных способностей в применении к фабричным производствам и ремеслам». Ученики получали теоретические и общеобразовательные знания, а также практические навыки, в существующих при училище мастерских с ткацкими станками, печами для обжига эмалей и т.д. Так, литейная мастерская, где отливали по моделям студентов изделия, в том числе из серебра, появилась в 1900 году, а чеканная и эмалевая – в 1902-м. С ними была тесно связана монтировочная мастерская, открытая в том же году. В этих «школах ремесла» выполнялись как крупные, так и мелкие работы, а некоторые созданные в них предметы попадали даже к членам царской фамилии. Эмалью занимались учащиеся всех классов. В первый годы они знакомились с азами этого искусства, потом изучали перегородчатую эмаль, «обработку медных и серебряных пластинок и вещей филигранью и сканью с употреблением цельных прозрачных или компактных эмалей». Также они осваивали роспись по фарфору и «живопись эмалевыми красками по эмалированным медным и серебряным пластинам или вещам, исполняя либо копии известных произведений, либо композиции учащихся».. Подобные плакетки стали со временем главным украшением изделий Ф. Рюкерта.
Студенты учились шесть лет, выбирая в последний год специальность, «компонуя преимущественно в русском стиле». Те из них, кто делал эскизы для вещей из металла, должны были выполнить часть композиции в лепке. Вряд ли сыновья Федора Ивановича успели овладеть всеми этими премудростями, если, согласно документам, посещали училище непродолжительное время. Поэтому считаем не совсем верной попытку связать революционное изменение стиля предметов, выпускаемых мастерскими Ф. Рюкерта, с причастностью его детей к «Строгановке». К тому же поворот к новой стилистике произошел гораздо позже, в конце 1900-х – начале 1910-х гг. А вот покупать рисунки на постоянных ученических выставках и давать, как и другие фабриканты, задания для ежемесячных студенческих работ, Федор Иванович вполне мог. Так, на ежегодном всеобщем конкурсе темы и средства для их воплощения предоставлялись владельцами различных художественно-промышленных заведений. Кроме прочего, учащиеся старших классов во время каникул проходили практику на фабриках: известно, что некоторые из них потом попали на предприятие Фаберже в Москве, как, например, ставший знаменитым художник С. Вашков, получивший образование в «Строгановке» в 18931901 г. Он, по сути, стал идеологом русского религиозного ренессанса начала ХХ столетия в искусстве. Карл Густавович или его управляющий могли порекомендовать Федору Ивановичу способных художников-исполнителей.
Судьба второго сына Рюкерта, Федора Федоровича, сложилась трагично: он страдал алкоголизмом и по этой причине расстался с семьей. Что до сына Анатолия, то он, скорее всего, владел ювелирным и эмалевым делом, так как, по воспоминаниям родственников, в послереволюционное время изготавливал значки с эмалью на металле. Менее всех с ремеслом отца был связан Евгений. Одаренный пианист, он вместе с сестрой Идой играл в любительском театре, организованном при фабрике «волоченого и плащеного золота и серебра» Константином Алексеевым (К. С. Станиславским, основателем МХТа) . . На этом производстве с годовым оборотом в 1,1 млн рублей по данным 1870-х гг. было занято 400 рабочих, изготавливавших тончайшую проволоку, блестки и канитель для выделки золототканых и драгоценных изделий. Фабрика находилась на Малой Алексеевской улице в той же Рогожской части, что и мастерские Рюкерта. В 1900 году производимая ею золотая нить получила гран-при Всемирной парижской выставки, Константин Алексеев был удостоен диплома и золотой медали. В 1904 году он выстроил на фабричной территории театр с постоянной сценой и зрительным залом на 250 мест, где шли спектакли, концерты и чтения для рабочих. Здание это сохранилось и после реставрации было передано Театру-студии С. Женовача. Потомки свидетельствуют, что Станиславский дружил с Евгением и часто бывал в доме на Воронцовской улице. Можно предположить, что Федор Иванович и Константин Сергеевич были связаны и деловыми узами: мастерская могла покупать у Алексеевых драгоценную проволоку, без которой невозможен выпуск изделий с эмалью по скани. Правда, в архивных документах среди клиентов фабрики Рюкерта обнаружить не удалось, но он мог приобретать товар и через своих партнеров, крупных предпринимателей Овчинникова, Курлюкова и Фаберже.
Родственники вспоминают, что Евгений также дружил с прославленным поэтом Владимиром Маяковским, жившим неподалеку, и с будущим видным советским государственным деятелем Николаем Булганиным. Все они часто посещали гостеприимный дом известного эмальера.
Разразившаяся Первая мировая война привела к тому, что мастерская Рюкерта прекратила работу. После 1915 года она уже не упоминается в справочнике торгово-промышленных предприятий Москвы. Дети художника – Аглаида, Павел, Федор, Александр и Анатолий сразу же подали прошения Николаю II о принятии их в число верноподданных Его Императорского Величества. В своем письме Аглаида Федоровна подчеркивала, что родилась в России и всегда считала ее своей родиной, как и все остальные члены семьи. Здесь они нашли «приют, кров, средства к существованию». Аглаида заявила, что хочет закрепить «связь с Россией в годину испытаний» и не желает ассоциировать себя «с государством, вражда коего к нашей действительной родине проявляется в войне и жестокостях». Прошение, как явствует из примечания внизу, сочинено самою Аглаидой Федоровной, но переписано вдовой дворянина Надеждой Иосифовной Алафовой, дочь Рюкерта, вероятно, была не слишком сильна в правописании. На документе стоит печать Канцелярии московского градоначальника от 7 августа 1914 г. Адрес Аглаиды Федоровны на тот момент – Поварская, Трубниковский переулок, дом 26, квартира 24.