После окончания Академии, в качестве пенсионера Академии, уехал в Европу. Проживая в Париже, написал несколько очень интересных картин, которые были очень тепло встречены академиками и любителями живописи. Из «парижского творческого этапа» художника до наших дней дожила только одна картина – «Рынок в Фонтенебло».
Из Парижа Пётр Грузинский несколько раз приезжал на Кавказ, писал батальные полотна. В 1872 году за картину «Оставление горцами аулов при приближении русских войск» был удостоен звания академика.
Почти восемнадцать лет он писал батальные полотна, но до сегодняшнего дня дожили только названия (я их перечислять не буду. Много, и к чему слова?) этих картин. Достоверно известно, что именно в этот период Пётр Николаевич прославился, как выдающийся художник-баталист.
Вот что писал о картине «Взятие Гуниба» один из петербургских журналов:
Сцена штурма этой твердыни, считавшейся неприступной, передана художником без ложного пафоса, просто и убедительно. Сплоченная масса русской пехоты производит впечатление спокойной и грозной силы. В этой картине нет индивидуального героя. Действующим лицом в ней является народ в солдатских белых рубахах. По своему характеру и силе это произведение принадлежит к лучшим образцам русской реалистической живописи 2-й половины XIX века.
И таких отзывов о батальных полотнах Петра Грузинского осталось много. Полотен не осталось. Однако, я повторяюсь. Просто обида накатывает от такой вопиющей несправедливости.
Художник великолепно разбирался в повадках и анатомии животных и, особенно его увлекали лошади и собаки, которых он великолепно изображал на своих полотнах. В периодической печати девятнадцатого века частенько воспроизводились репродукции с картин Петра Николаевича с изображением животных. Иностранные и российские журналы частенько печатали хвалебные статьи о русском живописце.
Нужно сказать, что в тот период истории батальная и жанровая живопись Петра Николаевича Грузинского оказалась вне моды. Публике больше нравились социально-острые работы передвижников.
Потому о художнике и его картинах во второй половине девятнадцатого века говорили мало, а после преждевременной кончины в 1892 году, и вовсе быстро забыли.
Журналы ещё печатали картины с лошадками, да на Масленицу вспоминали его великолепное одноименное полотно.