История фирмы Рюккерта
На главную страницу
На Историю Фирмы
На Диплом
На технологию изготовления в рисунках
  Исследование технологии изготовления ковшика
    В процессе практической работы по воссозданию ковшика была изучена технология его изготовления, был отработан процесс запекания эмали, ее росписи, сделано множетсво пробных вариантов, для сравнения и выявления наиболее схожих. Прежде всего, на фирме «Ф. Рюккерт», работа начиналась с создания эскизов и поэтапного их утверждения с заказчиком, или проектирования, совместно с клиентом. Весь процесс, от идеи до конечного результата, осуществлялся в одном и том же доме, по адресу Воронцовская улица, дом 23. Проектные мастерские находились на втором этаже, эскизы выполнялись тушью, гуашью, золотой, серебряной, бронзовой краской на плотной цветной бумаге, чаще бежевой. Заказчиков принимали в угловом кабинете дома, окно которого находилось над мезонином. В этом кабинете, часто встречался Федор Рюккерт с Карлом Фаберже.
    После утверждения заказчиком эскиза, изготавливался макет изделия, например ковша чаще в керамике, и так же предоставлялся клиенту на окончательное утверждение, только после этого, заказ начинали выполнять в требуемом материале в ювелирный мастерских фирмы. Сохранились несколько керамических макетов, выполненных в мастерских Строгановского училища для фирмы Рюккерта. По воспоминаниям членов семьи Рюккертов, керамические макеты, изготавливали именно в мастерских Строгановского училища, либо заказчик, уже приходил с готовым макетом.
    На следующем этапе, работу над заказом переносили в ювелирные мастерские, которые находились в полуподвальном помещении дома. Так как металл закупался в листах, работа начаналась с выдавливания формы, и доведения ее до необходимого силуэта, путем выколачивания. После окончания работы над туловом, изготавливался низкий поддон и ручка для ковша, путем монтировки, затем все спаивалось. По окончании, поверхность ковша готовили к филигранному набору.
    Проволоку, также, как и листовой металл, закупали на канительной фабрике Алексеева. После филигранного набора, изделие биндрили (сматывали специальной проволокой, что бы в ходе пайки изделие не развалилось) паяли несколько раз, поджимая отходящую проволоку. Затем, ковш отбеливали и обезжиривали, таким образом, готовя поверхность, к нанесению горячих эмалей.
    Сырье для эмалей, фирма Рюккерта получала со стекольного завода, находящегося в Большой Вишере, близь Санкт-Петербурга. Из данного сырья, в мастерской готовили свою неповторимую эмальерную палитру. Эмаль кололи, растирали, отмучивали, смешивали и несколько раз переваривали, и получали те, необыкновенные цвета, которые мы можем увидеть в работах Рюккерта.
    Слегка влажную эмаль на изделия накладывали лопаточками, излишки воды из ячеек с эмалью убирали салфетками. Затем, эмаль на ковше сушили и запекали в печах. Этот процесс повторялся несколько раз, до тех пор, пока уровень эмали не становился в один уровень с проволокой. Далее выполняли роспись по эмали - финифть, специальными эмальерными красками, растертыми на масле. По окончании росписи, масло выкуривалось в печах и изделие запекали. Самым последним этапом работы с эмалью, было нанесение золотых черточек и рисунков, на внешнюю поверхность ковша. Вследствие проводимых экспериментов под руководством мастера производственного обучения профессионального эмальера Т.Ю.Дымченко и изучения работ, выполненных мастерами фирмы Рюккерт, было установлено, что именно эмальерной золотой краской были выполнены золотые включения на эмали, а так же «штришки», которые являются характерной неотъемлемой чертой фирмы, «фирменным стилем Рюккерта». Закончив основную работу, поверхность ковша полировали. Перегородки эмали выводили гладилами. В заключении оставалось только позолотить ковш. Поверхность обезжиривали, и изделие погружали в гальваническую ванну.