История фирмы Рюккерта
На главную страницу
На историю фирмы
На Диплом
Орнамент ковша
    Орнамент ковша выполнен в неорусском стиле. Его прототипами являются изделия из Талашкино и Абрамцева. Для прослеживания мотивов, используемых в данной работе Рюккерта, обратимся к творчеству А.П. Зиновьева и к работам мастеров школы Талашкино и Абрамцево.
    В течение короткого времени дизайнером у Фаберже был Алексей Прокофьевич Зиновьев (1880 - 1941).
    Он поступил в Строгановское училище в 1894г. и после его окончания работал в московском отделении Фаберже. В 1903г., в возрасте 23 дет, он поехал в Смоленск руководить школой в Талашкино, где богатая покровительница искусств княгиня Тенищева создала общину художников. (См. Приложение 1). Во время своего пребывания в Талашкино Зиновьев спроектировал не мало вещей, включая деревянную раму, которая, вероятно, послужила историческим вдохновением для рамы Федора Рюккерта. Творчество Зиновьева, по всей видимости, было важным соединительным звеном между дизайнерами Фаберже и новейшими достижениями художников «тенишеского кружка» в Талашкино. Например, так, когда Алан Бо уходил из фирмы Фаберже в 1906г., служащие подарили ему переносной дубовый столик в неорусском стиле, подобный тем вещам, что делались в Талашкино.
Рамка, резьба по дереву. А. Зиновьев. Талашкино, ок. 1905г. Библиотека музея Хиллвуд
Рамка, серебро и эмаль. Ф. Рюккерт / Фаберже, 1908-1917. В частной коллекции
Проект. Талашкино, ок 1905г. Библиотека музея Хиллвуд
    Орнаменты неорусского стиля разнообразны по характеру и пластике. Часто встречается большой круг, рассеченный по внешней окружности глубокими прорезами, как будто зрелость плода нарушила границы зримой оболочки. В условной форме, обобщенно, но предельно выразительно и образно Зиновьев рассказывает о зарождении и развитии жизни. Смелое обращение в будущее, широкий диапазон образов отличают орнаменты Зиновьева. Отсюда и резьба по дереву как бы, освобожденая от региональных границ и привычных мотивов. Круг включает в себя земную сферу. Вечное сопоставление круга с солнцем, вселенной на сей раз отходит от методически заученной схемы линейно выверенной лучистой розетки. У Зиновьева окружность сосредоточение   взрывной   энергии.   Она,   как   вихревая   воронка,   втягивает   в   себя   движение.
    Большинство орнаментов Зиновьева лаконичны. Об этом еще в 1905 году писал С. К. Маковский: «Они примитивны до того последнего предела, какого не достигали наиболее смелые стилизаторы (...) Художник создает фантастические подобия жизни, исходя из самых зачаточных форм, из простейших фигур (неправильный кружок, треугольник, крест), стараясь несколькими  чертами,  двумя  - тремя   выпуклостями   в  дереве   передать  схему  веток,   птиц,   зверей».
    В собрании Смоленского музея - заповедника хранятся несколько разъемных коробочек, колонок, портретных рамок с ярко выраженной стилизацией подобных мотивов. Их поверхность украшена рельефной резьбой с крупным рисунком, изображения трансформированы и приобретают новую пластику.
    Орнаменты, использовавшиеся в работах фирмы Рюккерта восходят к древнейшим универсальным мотивам и вдохновлены изделиями из художественных центров Талашкино и Абрамцево. Так, спираль - идея олицетворения бесконечно бытия; квадрат или круг - земля; круг - солнце; зигзаги, меандр - мотивы священной воды, которые является одними из священных элементов бытия. Широко использовались в произведениях астральные мотивы, космогония, представления древнего человека о бытие. Мотивы в произведениях Рюккерта в большей степени выполнены под влиянием новых художественных центров, а также непосредственно работ Зиновьева.
Резьба по дереву, мастерские Талашкино.
    В произведениях мастеров московского отделения фирмы Фаберже были сильны национально - романтические традиции. Этому отчасти способствовал сам дух древней русской столицы с ее живописными улицами, многочисленными храмами и богатейшими собраниями старинных памятников. В центре внимания художников и ювелиров оказались формы и декоративные мотивы древнерусского прикладного искусства. Посуду делали в виде братин, чарок, ковшей. Поверхность изделий покрывали сплетающимся травным орнаментом, восходящим к изображениям средневековых памятников, и персонажам народного фольклора. Ювелиры стали возрождать и древнерусские приемы украшения серебра. Московский мастер Федор Рюккерт создавал разнообразные изделия в технике эмали по скани. Он украшал свои предметы узорами, выполненными из тончайшей серебряной сканой проволоки, напаянной на поверхность, а образованные ячейки заполнял многоцветной эмалью.
    Особо хотелось отметить глубокое значение цвета в работах Рюккерта. В изучаемом ковше используется интересное сочетание цветов, которые нас обращают к космогонии древнего, к глубинным значением цвета. Так у основания ковша, использован коричневый цвет, который можно рассматривать как символ почвы, земли-матери. Это цвет надежности, прочности, основы и здравого смысла. На коричневом фоне, размещены зеленые окружности - зеленые ростки. Зеленый цвет - символ воскрешения по милости Божьей, о котором нам напоминает каждая весна. Жезл Аарона, положенный в ковчег завета, пустил почки, - в этом заключен символ воскрешения (Числ.17:8). Также из коричневого, фланкируя три окружности, как бы вырастают два листа, в которых используются: желтый, красный, пурпурный и зеленый, жизнеутверждающие цвета. Другой же край ковша, как и весь фон - синего цвета. Есть интересная трактовка цвета в христианском понимании, которая поясняет выбранное цветосочетание: «красный цвет отсылает нас к плоти; желтый - к испытанию; синий - к Слову или исцелению силой Всемогущего Бога; зеленый - к бессмертию; пурпурный - к королевской власти или священству.» Индиго синий цвет фото, можно трактовать как- цвет мира, глубины и мудрости. Если смотреть на ковш спереди, то мы увидим как ультрамариновые волны, выбрасывают как бы треугольники неровной формы, в которых идет переход от коричневого к бежевому и затем к зеленому - что представляет собой развитие жизни, плодородие и имеет глубоко символическую трактовку. Данные треугольники образуют два разветвляющихся завитка, с пурпурной растяжкой, цветов царственности, вечности, богатства. Всю эту композицию, венчает элемент, берущий свое начало из огня, он как языки пламени, стремится вверх. Этот фрагмент, по своей сущности восходит к орнаментам Египта, к лотосообразным колонам, и является символом рождения нового.
    Особое внимание привлекает к себе форма ручки исследуемого ковша, она выполнена в виде рыбы, и по силуету
имеет сходство, с разновидностью аквариумных рыбок - скалярией, бывших в то время необычайно популярными и
16 экзотичными.
    Уникальным по своей сути является и стиль произведений фирмы Рюккерта, именно ему присущи тонкие штрихи, написанные по верху перегородчатой эмали, которые имитируют стежок в шитье, возможно, это напрямую связано с судьбой Фридриха Рюккерта и его первой женой,  которая была одной из самых известных белошвеек в Москве.
Разновидность аквариумных рыб "Скалярии"
Фрагмент ручки ковша