История фирмы Рюккерта
На главную страницу
На история фирмы
На диплом
Изучение стиля произведения и происхождения его формы
    Ковш работы Ф.И. Рюккерта является исключительным произведением искусства эмали, многообразие декоративных свойств которой, позволило автору продемонстрировать свою неповторимую творческую индивидуальность. Убедительно творчески отражая основной интерес времени, направленный на поиск оригинальных духовных и художественных истоков русского искусства, является предметом, эстетизирующем повседневную жизнь, поднимая быт до уровня искусства. Как образец авторской стилизации, ковш талантливо и выразительно продемонстрировал достоинства национального русского искусства, расположенного к творческому осмыслению. Как высокий образец профессионального мастерства, представленный ковш является показательным произведением, формирующим стилистику национального миропонимания. Поиски национального стиля и языка дизайна начались с публикации Федором Солнцевым в 1846-1853 гг. «Древностей Российского государства» - шеститомного собрания рисунков русского оружия, костюма, церковной утвари и предметов из Оружейной палаты Московского Кремля.9 Так же студенты Строгановского училища, возглавляемые своим директором в 1860 - е годы сделали свод орнаментов рукописей, церковных украшений и тканей, которые Бутовский включил в свою «Историю русского орнамента с 10 по 16 века по древним рукописям»!°Ряд факторов свидетельствуют о важности этих событий. В 1870г. Бутовский подарил шесть фарфоровых тарелок с орнаментом, взятым из древнерусских манускриптов Национальному музею керамики в Лиможе (Vusee National de Caramique Adrien - Dubouche), где они и сегодня экспонируются. А «История...» Бутовского и другие издания Строгановского училища демонстрировались на Выставке в Филадельфии в 1876г., посвященной 100 -литию образования США. См. «Указатель русского отдела выставки.» С- Петербург, 1876, с.186-188 Эти публикации, как и ряд других, быстро последовавших за ними, построили грамматику русского дизайна, которой пользовались русские мастера при изготовлении изделий из фарфора, серебра, стекла, дерева и др. материалов, создавая русский и древнерусский стили.
    К 1900 г. на русский стиль стал оказывать влияние проникающий с запада Арт Нуво. В результате возникло то, что в России получило название стиль модерн. На самом деле, под этим термином в России понимали два течения: одно было ближе чисто западному Арт Нуво, а второе было сочетанием Арт Нуво с русскими мотивами и колоритами, и получило название неорусский стиль. Абрамцево, имение, которое железнодорожный магнат Саава Мамонтов превратил в колонию художников под Москвой, было центром творческого движения - русского эквивалента английского движения Arts and Crafts Movement- движения искусств и ремесел.
    Сохранились работы художника А.П. Мишонова, близкие малютинским. В экспозиции «Теремка» из Талашкино, можно видеть карандашный портрет А. А. Куренного, а также несколько декоративных изделий. В украшении бурака художник использует упрощенные очертания цветка: стебель, два лепестка, розетка. Раскрашенный деревянный ковш - сложное по силуэту изделие; он включает емкость, ручку - держатель в виде стилизованной изогнутой рыбки. Тулово ковша, как и ручка, декорировано углублениями в виде полосок, завитков. Форма народного ковша сильно трансформирована. Данное произведение, перекликается по форме с изучемым ковшом, мастерской Рюккерта.
Выставочная экспозиция "Теремка"
    Ковш фирмы Рюккерта создан в технике ювелирного искусства, сочетающего эмаль и скань, в художественной -технологической интерпретации новорусского стиля. Однако, декоративная композиция ковша демонстрирует не столько обращение к художественной национальной традиции, сколько глубокое осмысление художественного исторического опыта. Экзотика геометрического узора и стилизованных древних орнаментов мифологического мотива, придают изделию необычайность, загадочность, символичность, поражают новизной и оригинальностью орнаментальной трактовки. Орнаментальный декор ковша сформулирован под влиянием модных художественных интересов переходного этапа в русском ювелирном искусстве конца XIX - начала XX в.в, развивает геометрическое направление искусства Модерн, определенной неповторимости. Геометритизация художественного мышления продолжает зародившеюся еще в глубокой древности идею декоративности, в русском искусстве традиционно связанную с подчеркнутой нарядностью и узорчатой полихромностью.
фрагменты фасада "Теремка"