История фирмы Рюккерта
На главную страницу
На историю фирмы
На Диплом
Истоки неорусского стиля
    Два последних десятилетия XIX и первое XX в, были отмечены образованием и развитием в России стиля модерн, который создавался «в условиях крайнего распада синтетических форм искусства, гипертрофии станковых форм, разрушения жизнеспособного орнамента, всегда принимавшего активное участие в процессе стилевого формообразования».
    Мы привыкли говорить, что модерн, является - стилем рубежа веков. И это не просто слова, для нас он выглядит именно таковым. Слишком несхожи в наших глазах сегодня духовные основания и художественные устремления девятнадцатого и двадцатых веков. Модерн оказался между ними. И исследователи искусства часто, в зависимости от ракурса рассмотрения, склонны то выделять в модерне черты, связывающие его с эклектикой XIX- века, то нити, соединяющие его с авангардом 1910-1920-х годов. В модерне, действительно, есть и то и другое. Стиль в своей противоречивой природе воплотил грань между культурами двух эпох. В этом - ключ к его своеобразию, его создания синтезировали противоположное - старое и новое,   традиционное   и   новаторское,   заимствованное   из   европейской   культуры   и   исконно   русское.
    В конце же 1890-х и начале 1900-х годов «неорусский стиль» принял несколько иной характер. Основываясь все же на русском изобразительном фольклоре, но, пройдя через призму индивидуального восприятия художника, он получил свободную интерпретацию. Теперь «новый русский стиль» стал принимать сказочно-театрализованные формы, путь к которым показывал В.М. Васнецов, В.Д. Поленов назвал его «берендеевским», по имени берендеев, народа, выведенного А. Н. Островским в сказке «Снегурочка». В декорациях В. М. Васнецова к «Снегурочке» (1881) использован контраст фантастических форм и крупной, интенсивной по цвету декоративной росписи. Особенно это характерно для «Берендеевой палаты». Современные исследователи отмечают, что «русский стиль» В. М. Васнецова восходил к духовной традиции и «культурной памяти» нации, он возрождал поэтическое видение прошлого, нравственные и эстетические идеалы былых эпох. Фактически здесь шли поиски идеала прекрасного в национальном творчестве и наследии древнерусского искусства.
    Наиболее яркое выражение так называемый «берендеевский стиль» получил в работах К. А. Коровина, СВ. Малютина, А.Я. Головина, создавших на Международной Парижской выставке 1900г. русский выставочный павильон в виде деревни «Берендеевки».
    Эстетика русского модерна соединила в себе не только разноречивые, но и противоположные духовные искания своеговремени. В модерне тесно переплетались различные романтические тенденции. Примерно с середины 1880-х годов утверждался «национально - романтический» стиль, позднее названный «неорусским». Он был связан с традициями народного творчества. Другая, романтическая тенденция русского искусства 19в. Выразилась в новом подходе к человеку, природе, философско-этическим проблемам бытия. Наиболее ярко она воплощена М. А. Врубелем. Третья тенденция связана с особым пиететом к ретроспективизму и стилизации. Представителями этой линии в русской художественной культуре рубежа веков были мастера «Мира искусства»?
    Тенденция «возвращения к природе» утверждалась в русском прикладном искусстве ведущими художниками. Преобладал растительный орнамент, не противоречащий национальному стилю, а словно дополняющий его поэзией родной природы. Зачинателем здесь был В.М. Васнецов, художник - поэт, как назвал его П.П. Чистяков. Васнецов показал пример «возвращения к природе» уже в декоре церкви Абрамцева (1881). Так влияние творчества Васнецова проявляется также и в работах студентов Строгановского училища.
    В России модерн наиболее ярко выявил себя примерно с середины 1890-х годов до 1900-х. Одно из направлений опиралось на приемы стилизации, выработанные абрамцевскими мастерами, которые сочетались «с объемно -пространственными, живописно - пластическими и линейно - графическими поисками общеевропейского ART NOW VEAU». Представители модерна подчеркнуто гипертрофировали национальные формы древнерусской архитектуры и народного искусства, обращаясь в то же время к духу современной эпохи, выражая явное влияние художественных западноевропейских школ с их линейной чистотой графических стилизаций (Бердсли, Макинтош) и причудливой орнаментацией (Венский сецессион). Национальная специфика русского модерна выразилась в особом отношении к пластике архитектурной формы и самому материалу, к излюбленному на Руси дереву. Все эти тенденции в большей или меньшей степени коснулись и произведений строгановцев, как педагогов, так и учеников, находившихся в гуще художественной жизни России.
    Почти вся критика конца XIX века сходится на том, что использование народных мотивов в декоративно - прикладном искусстве - это единственный путь, при котором можно найти - то новое, сохранив свое национальное лицо, и выйти из застоя, в котором находилось прикладное искусство рубежа веков. Конечные результаты подобных экспериментов не всегда получались удачными и вызывали много споров. И это закономерно, ибо подобное возрождение носило компромиссный характер, это был как бы национальный русский вариант стиля модерн, а отнюдь не возрождение традиционных промыслов.